Мемориальный комплекс захоронений конца XIX-XX веков в еврейском секторе кладбища

img129История еврейского кладбища неразрывно связана с историей еврейской общины Ярославля. Первые документальные свидетельства, касающиеся евреев, относятся к концу XVIII – началу XIX веков. С этого момента численность постоянно проживающих в Ярославле евреев неуклонно возрастала.

Участок земли в 260 саженей для захоронения евреев недалеко от Леонтьевского кладбища был выделен в 1862 году (ГАЯО, ф.509, оп.1, д. 342, л. 7). В материалах Государственного архива Ярославской области сохранились многочисленные документы того периода, в частности книга для записи умерших евреев на 1876 год. Если в 1871 году в Ярославле проживало 328 евреев, то в 1886 году – уже 925. Это послужило основанием для постановки и рассмотрения вопроса о расширении еврейского кладбища.

На сегодняшний день на еврейском кладбище цело около 900 захоронений. К сожалению, только 400 из них идентифицированы, остальные – безымянные. Самое старое сохранившееся захоронение относится к 1887 году. В 1964 году кладбище было закрыто для захоронений. Из упомянутых 400 захоронений только 50 относятся к периоду до 1917 года, остальные – к периоду после Великой Отечественной войны.

В послевоенное время часть кладбища, по свидетельству очевидцев, была ликвидирована, хотя масштабы потерь не столь велики, как у мусульманского кладбища, от которого вообще осталось не более трети. С другой стороны, разграбление многих могил (украдены надгробные камни и ограды) значительно исказило внешний вид кладбища, нанеся ему урон как историческому памятнику. Этот разрушительный процесс продолжался не одно десятилетие, поэтому не стоит удивляться тому, что уцелело не так уж и много.

Например, сохранился памятник на могиле купца 1 гильдии Х.- Л. Марголина, владельца торгового дома «Х.-Л. Марголин с сыновьями» по торговле гарным маслом, есть памятники на могилах московского купца 1 гильдии ювелира Г.Л.Гольдберга, часовщика и ювелира, купца 2-ой гильдии М.Г. Верпуховского, купца 2 гильдии М.Л. Кравцовича, торговавшего готовым платьем. Уцелели захоронения старейших ярославских фамилий – семьи Шмаглит, владевшей медно-слесарным и самоварным заведением, и семьи Гидон, основавшей в 1913 году торговый дом «М.Е. Гидон с братьями» (продажа готового платья).

Внушительное впечатление производит громадный памятник А.Г. Гаркави, который, по-видимому, оказалось не под силу сокрушить многим поколениям вандалов, практически бесконтрольно орудовавших на кладбище. На этом фоне весьма скромно выглядит могила провизора И.Ю. Моргена, до революции бывшего владельцем завода искусственных минеральных вод.

Сохранились два захоронения семьи Ольха (Янкель – Вельве Ольха был раввином синагоги в 1915 – 1935 годах), могила кантора синагоги А.И. Блохина, а также его супруги.
Чудом уцелела могила часовщика А.Я. Бака, бывшего практически пожизненно даяном (общинным судьей).

Большой приток евреев в Ярославль был вызван Первой мировой войной – в основном это были беженцы из Прибалтики. Среди них, безусловно, следует выделить семью Тыняновых. Сам писатель Юрий Николаевич Тынянов, фигура общероссийского масштаба, лишь иногда бывал в Ярославле, но здесь жили и похоронены его отец и брат, оба врачи.

Кстати, именно профессия врача становится доминирующей среди людей, захороненных на еврейском кладбище уже в советское время. Не считая врачей-стоматологов (А.З. Гаухман, Р.К. Левит, И.Л. Страшун), здесь похоронены профессор кафедры хирургии Ярославского медицинского института И.М. Перельман, первый врач-рентгенолог Ярославля Л.С. Белоцерковский, полковник медицинской службы, начальник гарнизонного военного госпиталя Т.С. Нянковский, а также врачи Р.Т. Брук, А.П. Кейсар, Л.М. Ковнер, Л.С. Ландау, Р.И. Лишанская, О.Р. Могендович, Д.Б. Штерн и др..

Вообще имеются представители разных профессий (инженеры И.Г. Турьян и М.В. Новопруцкий, юрист Б.Г. Шац, педагог Я.С. Любошевский). Можно было бы продолжить перечисление, но, скорее всего, не стоит. Здесь, пожалуй, не обойтись без цитаты: «История мира? Всего только эхо голосов во тьме; образы, которые светят несколько веков, а потом исчезают; легенды, старые легенды, которые иногда как будто перекликаются; причудливые отзвуки, нелепые связи» (Дж. Барнс).
Всякое кладбище подобно общему знаменателю, под который подводятся целые поколения, а сам конец земных дней человека – в некотором смысле апофеоз равенства. И в самом деле – что, по большому счету, остается от человека, кроме имени, которое он носил, и дат жизни? Все, что остается, по крайней мере, недосягаемо для нас, ныне живущих. Память – вот единственное и ценнейшее сокровище, полученное нами в дар. Дар свыше. Пусть эти списки станут лучшим памятником тем, кто уже не здесь. Да упокоятся в мире….

Е.Кирсанов, координатор проекта

1plan1

(крупным планом стр.226-227)

2plan1

(крупным планом стр.228-229)

1fam1

2fam1

3fam1

4fam1

5fam1

6fam1

ИСПРАВЛЕНИЕ ДАННЫХ , НАПЕЧАТАННЫХ В КНИГЕ

Аринштейн Яков Львович 11.01.1929 – 30.03.2006
Казарновский Михаил Осипович 1886 – 1946
Голков Григорий Исаакович 1883 – 17.05.1948
Стронгина Анна Шабшелевна 1883 – 1963
Герберг Марк Ефимович 30.09.1882 – 25.10.1957
Роднянская Белла Захаровна

121

221

321

Данные захоронения взяты из книги Ярославский некрополь Леонтьевское кладбище, Редактор - А.В.Азов, издательство Редмер, Ярославль, 2001 г

 

© 2024\ www.ceulmad.ru - портал Еврейской национально-культурной автономии Ярославской области. Все права защищены. Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции или с указанием ссылки на сайт.

^ Наверх