Itzhak Perlman 1140x760От первого лица…

Его величество случай, предоставил мне возможность в виде дайджеста донести до членов интеллектуального клуба биографию скрипача всемирного значения второй половины ушедшего века Ицхака Перлмана.

Тема встречи «Национальность скрипки – Ицхак Перлман».

Ицха́к Пе́рлман- израильско американский скрипач,дирижёр и педагог еврейского происхождения.

Родился в Тель-Авиве 31 август 1945 года в семье еврейских иммигрантов из Польши.

В возрасте четырёх лет Перлман переболел полиомиелитом, отчего вынужден пользоваться костылями для передвижения, и играет на скрипке сидя.

В юном возрасте Ицхак заинтересовался скрипкой, услышав концерт классической музыки по радио. Несмотря на такой диагноз, он смог взобраться на вершину музыкального Олимпа даже на костылях.

Среди ныне 30 живущих великих скрипачей мира первую строчку занимает Ицхак Перлман (США-Израиль), а последнюю Владимир Спиваков (граждан России в этом списке -6 человек).

Перлман утверждает, и не без основания, что если бы музыкальные инструменты имели бы национальность, то скрипка была бы однозначно еврейкой…

Скрипка в моём представлении, имеет право быть еврейкой: она была подспорьем евреев в разных концах света, начиная с 18 века, как средство для выживания. Благодаря выдающимся скрипачам мира, где процент евреев почти совпадает с процентом евреев – лауреатов Нобелевской премии, данный инструмент занимает вершину музыкального олимпа.

Нашему герою с одинаковой легкостью покорялись как ноты Вивальди, так и традиционные еврейские мотивы. Перлману покорились все музыкальные стили.

Помимо классической музыки, скрипач известен исполнением еврейской народной музыки — инструментальными обработками народных песен на идише в сопровождении Израильского филармонического оркестра и работой с различными клезмерскими коллективами. Выступал он и в роли ведущего телевизионных передач о клезмерской музыке и еврейском фольклоре, снятых на идише и английском языке.

Но, несмотря на это, став эталоном мастерства и таланта, он уверен, что «в музыке нет понятия абсолютного совершенства, всегда есть к чему стремиться», ведь «можно над чем-то долго и тяжело работать, а выйдешь на сцену – и всё равно будет чего-то не хватать».

18 ноября 1995 года в Avery Fisher Hall в нью-йоркском Линкольн-центре Перлман смог отыграть весь концерт на трех струнах скрипки, т.к. лишился одной струны сразу же после нескольких взятых первых аккордов. 

 В замершем зале звук лопнувшей струны был отчетливо слышен. Повисла гробовая тишина. Публика ожидала замены инструмента, долгой паузы, ожидала чего угодно, но только не того, что скрипач, сидевший минуту после этого в молчании, вдруг продолжит играть.

На их глазах он делал невозможное. Играл на трех струнах. Находящийся в зале так описывал этот момент: «Видно было, что он модулирует, меняет, как бы сочиняя пьесу заново в своей голове. В какой-то момент это звучало так, будто он расстраивает струны, чтобы извлечь из них новые звуки, которых они никогда до того не издавали». Можно только представить, какие овации взорвали зал, после того как Перлман закончил игру.

Он же, вытерев пот с лица и улыбнувшись, спокойно сказал: «Знаете, иногда задача артиста – выяснить, сколько музыки можно сделать из того, что у тебя еще осталось».

Кстати, обучался Перлман в музыкальной академии в Тель-Авиве, а в США у выдающихся педагогов – представителя русской скрипичной школы Ивана Галамяна и выпускницы Джульярдской школы Дороти Де Лей.

Его гастроли, закрепившие за ним славу выдающегося скрипача, с успехом проходили в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и в странах Дальнего Востока.

В каждом своем выступлении Перлман был безупречен, музыка в его исполнении откликалась восторгом публики везде, где бы он ни побывал. Этот восторг запечатлен как в памяти самого музыканта, так и в многочисленных наградах. Больше, чем кто-либо из музыкантов-классиков, он был удостоен премии Grammy – 15 раз. (Последняя премия Грэмми: за достижение всей жизни в 2008 году.)

Он в очередной раз доказал всему миру, что только человек с еврейскими корнями может так чувствовать скрипку.

Перлман получил два Оскара за саундтреки к фильмам «Список Шиндлера» и «Мемуары гейши».

Он является обладателем множества немузыкальных наград. Так, в 1986 году президент США Рональд Рейган вручил ему медаль Свободы за выдающиеся достижения и вклад в развитие культурной жизни страны.

А в 2000 году Национальную медаль искусств вручил уже президент Клинтон.

 На инаугурации Барака Обамы тоже играл Перлман. И кого же еще могли пригласить в Белый дом в 2007-м на прием в честь королевы Елизаветы? А затем и в Букингемский дворец?

Он выступал с известнейшими дирижерами и именитыми музыкантами: Мстиславом Ростроповичем, Пинхасом Цукерманом, Владимиром Ашкенази.

В его репертуаре всегда были как широко известные, так и написанные специально под него произведения.

Исполняет он их, кстати, на разных скрипках, утверждая, что «на одной совершенно невозможно сделать то, что удается на другой».

Одна из них – скрипка Гварнери 1743 года, вторая – скрипка Страдивари 1714 года. Последней он добивался без малого два десятилетия. Впервые он сыграл на ней, когда ему было 25 лет. Но тогда эта скрипка была чужая, учительская, и он годами мечтал, что когда-нибудь сможет себе ее позволить. Она оказалась в руках Перлмана, когда ему было 44 года.

Хотя, по его же собственным словам, «необязательно иметь скрипку великого мастера». «Но, естественно, если у вас в руках высококлассный инструмент, гораздо легче передать в звуке все краски и оттенки, – добавляет скрипач. – Чтобы получить максимальный результат, важно знать секреты инструмента, его реальные возможности, которые, в отличие от человеческих способностей, не меняются. Это константа».

Константой для Перлмана является и то, что его жизнь и выступления всегда неразрывно связаны с Израилем.

На встрече в интеллектуальном клубе участники могли увидеть и почувствовать всю мощь таланта Перлмана в произведениях Шуберта и Чайковского...

Свой опыт, точнее, умение понимать музыку Перлман передает и студентам музыкального факультета Бруклинского колледжа. Он не требует от студентов делать так же, как и он, повторять за ним, не создает «клонов собственных эмоций и переживаний». Главным в исполнении он считает то, «что ты чувствуешь в данный момент».

«С учениками я предпочитаю говорить, – любит повторять великий скрипач. – Стараюсь научить их задумываться над тем, как передать в музыке собственные чувства, слушать и слышать себя без подсказок со стороны».

Поддерживая молодых скрипачей, совместно с женой Тоби, тоже скрипачкой, его бывшей ученицей, он основал специальную программу изучения камерной музыки и создал фонд имени Дороти Ричард Старлинг для талантливых молодых скрипачей в Джульярдской школе музыки.

Сейчас, проживая в Нью-Йорке и оглядываясь на свой пройденный путь, он уверен, что развивать новые дарования – это одна из его основных задач. И он с ней, очевидно, справляется: на сценах мира уже постепенно начинают рукоплескать его ученикам.

Перлман уникален и разносторонен. Кроме дирижирования, он несколько раз исполнял арии из опер (баритон), а в 1981 году даже участвовал в записи «Тоски» Пуччини в роли тюремщика, где главные роли исполнили Рената Скотто, Пласидо Доминго и Ренато Брузон.

Как ведущий , могу констатировать, что данная тема, для основной массы присутствующих, была встречена с интересом. Имя Ицхака Перлмана, несмотря на его всемирную известность, было для них очередным открытием.

Задача стоящая перед интеллектуальным клубом была достигнута – это место, где в любом возрасте есть возможность для расширения своего кругозора и новых неожиданных открытий…

 
--
Геннадий Голубев

© 2024\ www.ceulmad.ru - портал Еврейской национально-культурной автономии Ярославской области. Все права защищены. Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции или с указанием ссылки на сайт.

^ Наверх