В воскресенье, 10 июля, в синагоге на улице Чайковского состоялось заседание "Интеллектуального клуба", которое вёл Геннадий Алексеевич Голубев. Встреча в клубе была посвящена выдающимся людям, родившимся в мае. Вспомнили имена Евгения Долматовского, Владимира Этуша, Григория Чухрая, Иосифа Бродского и Генри Киссинджера.

31078Особое внимание уделили личности выдающегося музыканта, скрипача и трубача Эдди Рознера. Судьба его удивительна, хотя она и обычна для человека, жившего в ХХ веке. Эдди Рознер родился в 1910 году в Берлине, затем судьба забросила его в Польшу, затем в СССР. Здесь он создал один из лучших джаз-оркестров страны, который просуществовал до 1969 года.
Встреча проходила в интерактивном формате, звучали шутки. Концертный зал синагоги, где проходило заседание клуба, украшен чудесными репродукциями картин Марка Шагала. Как всегда, появились вопросы, которые перешли в беседу и гости долго не хотели расходиться. Чай и кофе мы пили с зефиром и вкусными пончиками, которые для этого мероприятия спекла жена раввина. Я получила огромное удовольствие от этой встречи.

Светлана Нечай

Фото встречи:

1roz

2roz

 

Среди претендентов на обсуждение были Выдающиеся евреи, родившиеся в мае, и каждый из них вписывается в табель о рангах, чтобы о нём вспомнили.
Это: и Евгений Долматовский (5-1915), поэт, лауреат Сталинской премии, автор стихов о войне и текстов популярных песен "Любимый город", "Офицерский вальс", "Если бы парни всей Земли" и др. (умер 10.08.1994).

И Владимир Этуш (6.5.1922), он наш современник на 100% и горечь утраты ещё остаётся в наших сердцах (9.3.19г.)

Это: и Григорий Чухрай (23-1921), кинорежиссёр, лауреат Ленинской премии и кавалер боевых орденов, создатель фильмов "Баллада о солдате", "Чистое небо" и др., получивших множество национальных и международных наград (умер 29.10.2001).

И Иосиф Бродский (24-1940), поэт, прозаик и переводчик, Нобелевский лауреат, подвергавшийся репрессиям и высланный из СССР, но получивший затем широкое международное признание (умер 28.01.1996).

И Генри Киссинджер (27-1923), американский государственный деятель, Нобелевский лауреат, во многом определивший внешнюю политику США и значительно повлиявший на всю мировую политику.

Сразу хочу оправдаться в своём выборе:
Среди претендентов 2 лауреата Нобелевской премии и их имена в рекламе не нуждаются, а Киссинджер ещё жив и песня его недопета, а основной костяк нашей встречи – женщины, я выбрал Эдди Рознера!!!!
Эдди Рознер (26-1910), джазовый музыкант, трубач, композитор, создатель и руководитель одного из лучших в мире джазовых оркестров, через школу которого прошли многие известные музыканты, проведший 8 лет в сталинских лагерях (умер 08.08.1976).


Э́дди Ро́знер в Германии - Адо́льф Ро́знер ; в Польше Ади Рознер, в СССР Адо́льф Игна́тьевич Ро́знер 26 мая 1910, Берлин — 8 августа 1976, Западный Берлин) — джазовый трубач, скрипач, дирижёр, композитор и аранжировщик, живший и работавший в Германии (1910—1933 и 1973—1976), Польше (1934—1939) и СССР (1939—1972). Заслуженный артист Белорусской ССР (1944).
Один из наиболее популярных джазовых артистов в СССР, чьи записи были дважды запрещены.
Автор джазовых композиций, а также танго, вальсов, песен (на слова Юрия Цейтлина, Михаила Пляцковского, В. Масса и М. Червинского, Евгения Долматовского, Владимира Харитонова, Леонида Куксо, Григория Поженяна, Б. Дворного и др.) и джазовых аранжировок.
В Германии
Родился 26 мая 1910 года в Берлине в семье польских евреев. Отец — Игнатий Рознер — был ремесленником, эмигрировавшим в Германию из Польши, мать — Роза Рознер (в девичестве Лямпель) — домохозяйка. В семье было 6 детей.
Адольф в четырёхлетнем возрасте начал играть на скрипке и уже в 1916, т.е. в 6 лет был принят в консерваторию Штерна в Берлине, которую закончил с отличными оценками по классу скрипки в 1920 году и поступил для продолжения музыкального образования в Берлинскую высшую музыкальную школу на Кантштрассе.
Вскоре по совету своего дяди стал параллельно осваивать трубу, увлёкся джазом.
С 1928 года быстро выдвинулся в число наиболее востребованных солистов-трубачей, играя в различных берлинских джазовых и салонно-танцевальных бэндах. Среди этих ансамблей — знаменитый оркестр Марека Вебера, а также не менее популярный джазовый коллектив Штефана Вайнтрауба («Weintraubs Syncopators»/«Синкопаторы Вайнтрауба»), работавший на океанском лайнере, обслуживавшем пассажирскую линию Гамбург — Нью-Йорк (HAPAG), и участвовавший в съёмках ряда фильмов киностудии UFA.
В середине 30 годов Его Называли Лучшим трубачом Европы и мира. Амстронг называл его мой белый брат.


В Польше
С приходом в Германии в 1933 году к власти нацистов музыкант покидает страну. В середине 1930-х гг. Рознер собрал собственный джазовый оркестр в Польше, с которым гастролировал во Франции, в Латвии и других европейских странах, записывался на пластинки, играл на двух трубах одновременно.

Не желая быть тёзкой лидера немецких нацистов, Рознер использовал в качестве артистического псевдонима короткую форму своего имени — Ади (Adi, читавшуюся в английской транскрипции (Ady) как Эди — отсюда произошла позднейшая трансформация в Эдди/Eddie).
В Варшаве познакомился с дочерью знаменитой актрисы и режиссёра еврейского художественного театра Иды Каминской актрисой Рут Каминской (Ruth Kamińska, 1919—2005), и позднее стал жить с ней в гражданском браке.
В первый день Второй мировой войны оркестр попал в Варшаве под бомбежку немецкой авиации, в результате которой все инструменты, кроме контрабаса, оказались уничтожены.
Сами музыканты не пострадали. Труппа местного еврейского театра Иды Каминской искала возможность, пока не стабилизировалась граница с СССР, покинуть территорию, ставшую немецкой.


В СССР
Белорусский период
Оркестр Рознера с театром Каминской перебираются в занятый советскими войсками Белосток, который стал частью Белоруссии. Рознер случайно познакомился с белорусским руководителем П. Пономаренко, как оказалось, страстным любителем джаза, и под его покровительством возглавил новый большой джаз-оркестр, вскоре получивший статус Государственного джаза БССР.
Оркестр Рознера получил специальный поезд для гастролей, который практически стал домом для оркестра. Любые возникающие сложности или проблемы тут же решались благодаря вмешательству П. Пономаренко.
Летом 1940 года оркестр с большим успехом дал концерты во многих городах СССР и принял участие в декаде белорусского искусства в Москве.
В сентябре Рознер с оркестром был неожиданно приглашён в Сочи, где по приказу начальства играл при совершенно пустом зале.
Единственным зрителем оказался сидевший в зашторенной ложе И. В. Сталин. Сталину концерт понравился.
Э.Р. принёс в СССР джаз в понятии его мирового восприятия.
Его называли в стране – золотой трубой страны.
С оркестром Утёсова сложные отношения: Утёсов был ближе к народу, Рознер - ближе к классике мирового джаза.
Биг-бэнд Эдди Рознера был одним из первых советских джазовых оркестров, исполнявшим музыку в стиле свинг, и сыграл одну из ключевых ролей в освоении отечественными музыкантами этого направления музыки. Для примера сохранение к стилю свинг ск
возь годы

Историк советского джаза Яков Басин писал:
«И всё же не будет преувеличением сказать, что львиная доля успеха концертов Государственного джазового оркестра БССР зависела от личности самого Эдди Рознера.
Артистизм, непринуждённость, обаяние с первых же минут концерта покоряли зрителя, а лёгкость, с которой он устанавливал контакт с залом, была скорее свойственна многолетнему кумиру публики, нежели не владевшему русским языком незнакомцу, каким Э. Рознер фактически являлся».
В годы Великой Отечественной войны оркестр давал многочисленные концерты как в тылу, так и на фронте.


В заключении
В 1946 году в связи с развёрнутой в СССР критикой джаза как музыкального направления Эдди Рознер вместе с женой и дочерью пытался полулегально вернуться в Польшу через Украину, но был подвергнут аресту Львовским управлением НКВД, приговорён к 10 годам лагерей и сослан в Хабаровский край, где собрал лагерный оркестр.
Во время нахождения в Хабаровском крае у него родился сын Владимир Эди-Адольфович Рознер, известный в Хабаровском крае врач уролог-онколог. Позже был переведен на Колыму.
В заключении познакомился с будущим эстрадным певцом Владимиром Макаровым,(==НЕЛЯ==) :спят курганы ёмные, последняя электричка==которому давал уроки вокального и эстрадного мастерства, а после освобождения пригласил в свой джаз-оркестр.
Рут Камински приговорили к 5 годам лагерей и сослали под Кокчетав. Оставшуюся без родителей четырёхлетнюю Эрику, дочь Эдди и Рут, на время заключения родителей забрала в Москву друг семьи Рознеров Дебора Марковна Сантатур (в девичестве Товбина, дочь М. Товбина).
В 1954 году Эдди Рознер был освобождён. После освобождения и воссоединения в Москве семейная жизнь не заладилась — Эдди и Рут развелись, Рут с Эрикой уехали в Варшаву, а спустя несколько лет — в Нью-Йорк.
Арест Рознера разрушил семью, и, будучи в заключении на Колыме, Эдди Игнатьевич сошелся с танцовщицей Маглага Мариной Бойко, которая тоже родила ему дочь, Ирину.

Позднее Эдди вступил в брак с танцовщицей оркестра Галиной Ходес.
При первом публичном выступлении после лагеря у него было психическое расстройство – невроз.
Характер у него был не простой, если человек ему не нравился – он становился по отношению к нему замкнутым.

Джаз Мосэстрады (1954—1971)
В 1954 году при Мосэстраде Рознер создал Эстрадный оркестр, дававший многочисленные выступления и даже снявшийся в кинокомедии «Карнавальная ночь».
Оркестр принадлежал к числу ведущих свинговых составов в СССР,

постоянно гастролируя по городам Союза с красочными представлениями, включавшими в себя универсальную палитру произведений — от музыки для отдыха до «песен народов мира». Творческое кредо определялось верностью джазовому мейнстриму(Ме́йнстри́м (англ. mainstream — «основное течение») — преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной и др.) для определённого отрезка времени, при этом репертуар выходил за рамки джаза, что было обусловлено как широтой музыкальных интересов самого Рознера, так и требованиями, предъявлявшимся в ту пору к государственным концертным биг-бэндам.
Приглашался оркестр Рознера и на телевидение, в основном для участия в новогодних «Голубых огоньках».
Его школу прошли такие в будущем известные композиторы, аранжировщики и дирижёры, как Юрий Саульский, Владимир Терлецкий, Даниил Браславский, Алексей Мажуков, Владислав Кадерский, Владимир Хорощанский, певицы Майя Кристалинская, Капиталина Лазаренко, Нина Дорда, Мария Лукач, Ирина Бржевская, Нина Пантелеева, Лариса Мондрус, Нина Бродская, Гюли Чохели, Жанна Бичевская, а также Эмиль Горовец, Вадим Монин, Владимир Макаров, Лев Пильщик, Бедрос Киркоров, Салли Таль, Ирина Подошьян, Тамара Кравцова, Камилла Кудрявцева, Анастасия Кочкарева, Вида Вайткуте, Татьяна Конькова, Наталья Заболотная, Евгения Завьялова, Людмила Солоденко, вокальные квартеты «Аккорд» и «Четыре Ю».
С оркестром сотрудничали знаменитые степисты (чечёточники) Владимир, Григорий и Евгений Зерновы, Алексей Быстров, братья Гусаковы, Михаил Подольский, Владимир Кирсанов, конферансье Михаил Гаркави, Александр Лонгин, Гарри Гриневич, Владимир Гилевич и Олег Марусев, писатели-сатирики Юрий Благов и Владимир Поляков, драматурги Борис Рацер, Владимир Константинов и Игорь Виноградский, постановщики Борис Сичкин, Владимир Канделаки и Валерий Рубинчик, композитор Давид Тухманов (в качестве пианиста).
В разное время в биг-бэндах под управлением Рознера работали лучшие джазмены страны: барабанщики Борис Матвеев, Станислав Стрельцов, Виктор Епанешников, Юрий Ветхов, Александр Симоновский, контрабасисты и аранжировщики Эгил Шварц и Игорь Кантюков, мультиинструменталист Давид Голощёкин, саксофонисты Анатолий Герасимов, Александр Пищиков, Владимир Коновальцев, Владимир Колков, Михаил Цуриченко, Виктор Подкорытов, саксофонисты и аранжировщики Геннадий Гольштейн и Виталий Долгов, трубачи и аранжировщики Ярослав Янса и Владимир Василевский, трубачи Константин Носов и Радамес Шакаров, пианист и аранжировщик Николай Левиновский, тромбонисты Александр Сухих и Александр (Саша) Кофман, скрипач и композитор Валерий Трофименко и др.
Пользовались популярностью и другие артисты оркестра (сайдмены). Среди них Ю. Цейтлин, Г. Домани, В. Забродин, И. Просенков, В. Ремизов, Л.Самохвалов (трубы), Леонид (Илья) Алчеев, Г. «Жорж» Фридман, Т. Ахмедов, М. Матвеев, А. Мечль, А. Чех (саксофоны), В. Богданов, М. Фурсиков, А. Хартюнов, А. Морозов (тромбоны), Павел Гофман, Л. Беймшлаг, В. Меликян, Г. Кацнельсон, Г. Парасоль, Б. Соркин (скрипки), Луи Маркович (гитара), В. Смирнов (контрабас), Л. Зилигсон и В. Шафран (фортепиано) и другие. Оркестр Рознера — участник московского джазового фестиваля «Джаз-67». По свидетельству Геннадия Львовича Гольштейна, оркестр был в ту пору «очень современным по звучанию — лучшим в стране» и на фестивале выступил «с грандиозным успехом». Вклад биг-бэнда в развитие джаза и эстрады в России трудно переоценить.
Вышедшее в мае 1969 года постановление Совета Министров РСФСР за номером 319 («Вопросы главного управления культуры РСФСР») предписывало распустить ряд эстрадных коллективов. Мода на ВИА ставила под сомнение рентабельность больших оркестров, происходило дальнейшее размежевание джазовой и эстрадной музыки, намечались «ротация звёзд», новый виток борьбы с западными влияниями и новые негласные ограничения для евреев.
Оркестр продолжал оставаться невыездным.
Рознер безуспешно хлопотал о туристической визе, желая посетить родственников, проживавших в США. Тщетными оказались надежды Эдди Игнатьевича на то, что он будет представлен к званию Заслуженного артиста РСФСР. Все эти факторы ускорили развязку. К 1971 году Росконцерт вынудил Рознера уйти на пенсию.
В БССР при Гомельской филармонии Эдди Рознер собрал свой последний биг-бэнд (в нём играли некоторые будущие создатели ВИА «Синяя птица»).
Перед смертью Э.Р.почувствовал, что стране он не нужен и попросил отпустить на родину в Берлин.
Его отпустили. У него болело сердце, пошаливала печень.
В январе 1973 выехал в Западный Берлин, где после продолжительной болезни 8 августа 1976 скончался.
Похоронен на Еврейском кладбище берлинского района Шарлоттенбург-Вильмерсдорф (район известен с 1920-х гг. как центр русской эмиграции).
После смерти была версия что он умер от тоски.
Несмотря на то, что имя Рознера в 1973—1988 годах официально было предано забвению, а большинство записей размагничено, часть бывшего рознеровского коллектива в Москве фактически удалось сохранить: на его основе был создан концертный оркестр «Современник».
Под руководством джазового пианиста, композитора и аранжировщика Анатолия Ошеровича Кролла оркестр работал с Е. Г. Мартыновым, Ю. Антоновым, Л. Ф. Серебренниковым и Л. А. Долиной, выпустил программы «Антология джазового вокала» и «Антология биг-бэнда», участвовал в фильмах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». Прекратил существование в 1992 году.
После войны джазовый коллектив «Белорусский диксиленд» при Белорусской филармонии создал Авенир Вайнштейн, возглавивший впоследствии группу «Авенир-бэнд», состоящую из музыкантов тех лет.
С 1987 года на эстраде выступает Национальный академический концертный оркестр Республики Беларусь (первоначально — Государственный концертный оркестр БССР) под управлением Михаила Финберга, принявший участие в ряде концертов, посвященных Рознеру, в том числе в 1993 году в Москве (музыкальное шоу «В компании Эдди Рознера»). Сам М. Финберг, личное знакомство которого с Э. Рознером состоялось в начале 1970-х гг., считает свой биг-бэнд правопреемником белорусского Государственного джаз-оркестра.
14 декабря 2001 года в Москве в Зале Чайковского состоялся уникальный исторический концерт «Эдди Рознер. Возвращение оркестра». Импресарио Майей Кочубеевой впервые в нашей музыкальной культуре был воссоздан легендарный оркестр.
В мировой практике это называется ghost-orchestra, подобно американским оркестрам К. Бейси, Г. Миллера, А. Шоу, Т. Дорси, Д. Эллингтона (в меньшей степени).
Оригинальные партитуры 1940-х гг. по записям с грампластинок специально для этого концерта реставрировал выдающийся аранжировщик Владимир Георгиевич Прохоров. Была задача воспроизвести звук оркестра, который был утрачен с отъездом Рознера. Музыканты отбирались по умению владеть стилем на основе двух ансамблей — «Moscow Band» Заслуженного артиста России Владимира Лебедева и «Горячая девятка» Всеволода Данилочкина, которые, к слову, были авторами нескольких аранжировок.
В концерте также принимали участие: народный артист России Юрий Дранга (аккордеон), заслуженные артисты России — солист оркестров Утёсова и Эдди Рознера Борис Васильевич Матвеев (ударные), Виктор Фридман (фортепиано), Иван Станишевский (кларнет, т-саксофон), а также известнейшие московские солисты — ветеран советского джаза Евгений Баранов (труба, вокал), Владимир Галактионов (труба), Константин Гевондян (труба), Виктор Подкорытов, Константин Горшков, Игорь Тертычный (кларнеты, саксофоны) и другие.
В зале присутствовали пани Ирэн Маркович (супруга Луи Марковича, солиста оркестра Эдди Рознера), Галина Цейтлина (супруга Юрия Цейтлина, многолетнего друга и автора песен из репертуара оркестра), многие другие современники, заставшие и знавшие Эдди Игнатьевича, в том числе ветераны советского джаза.
Этот концерт с тем же оглушительным успехом был повторён 6 октября 2002 года в рамках фестиваля «Российскому джазу — 80» и персонального абонемента Заслуженного деятеля искусств РФ Алексея Баташева, но другим составом и в другом зале. На сей раз в Большом зале Московской Консерватории выступил биг-бэнд Федеральной пограничной службы России под управлением Народного артиста России Владимира Вепринцева.
В Германии произведения Эдди Рознера, а также мелодии из его репертуара постоянно исполняют «The Swinging PartYsans» под руководством Дмитрия Драгилёва, спорадически к рознеровскому наследию обращаются саксофонист Эмиль Мангельсдорф, квартеты Дирка Энгельхардта и Петера Клинке. В числе интерпретаторов Рознера в современной Польше — Збигнев Куртыч и Мацей Маленчук.
Летом 2010 года в рамках Германо-российского фестиваля в Берлине состоялся первый джазовый фестиваль имени Эдди Рознера (координатор — Дмитрий Драгилёв).
С тех пор этот «фестиваль в фестивале» проводится ежегодно в июне в течение трех дней.
Создана также некоммерческая общественная организация — Международное общество мультимедийной культуры и европейской коммуникации со своим подразделением Oskar Strock & Eddie Rosner Heritage Society, одним из направлений деятельности которого является популяризация творческого наследия Рознера и сохранение памяти о нём. Под эгидой общества с 2021 г. выступает The Oskar Strock & Eddie Rosner Orchestra.
В 2012 году в рамках ежегодного международного фестиваля "Alfa Jazz Fest" во Львове (Украина) впервые состоялось вручение Международной музыкальной премии «Alfa Jazz Fest Awards» им. Эдди Рознера. Премия учреждена с целью признания музыкантов, которые сделали значительный вклад в развитие джазовой музыки, а также с целью популяризации джазовой музыки. Победитель выбирается путём голосования членами широкого круга экспертов, среди которых музыкальные критики, выдающиеся деятели культуры, общественные и государственные деятели, журналисты и предприниматели из разных стран мира.

ЖДЁМ ВАС НА СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КЛУБА!

 

© 2022\ www.ceulmad.ru - портал Еврейской национально-культурной автономии Ярославской области. Все права защищены. Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции или с указанием ссылки на сайт.

^ Наверх