Добрый день, дорогие друзья! В этом месяце мы расскажем о трёх великих деятелях культуры, родившихся в декабре.
12 декабря свой день рождения отметили бы: русский советский писатель Васи́лий Семёнович Гро́ссман, композитор-песенник Владимир Яковлевич Шаинский.

pravo na suzhet 0117 декабря 113 лет исполнится русский, советскому кинорежиссеру, сценаристу, Народному артисту СССР (1964), Герою Социалистического труда (1975) ИОСИФу ЕФИМОВИЧу Хейфицу.
Его можно по праву называть пионером советского кино.
Он родился в 1905 году в Минске в семье служащего и ещё в школьные годы увлекся кинематографом. В 1924 г. приехал в Ленинград и через год поступил в ленинградский техникум экранного искусства, где познакомился с Александром Зархи (1908–97), который стал его близким другом и соавтором многих фильмов. С 1928—1930гг. учился на кинофакультете Института истории искусства. В 1928 году Иосиф Хейфиц пришёл работать на кинофабрику «Совкино» (ныне — киностудия «Ленфильм»)
Дебютировал сначала как сценарист (соавтор сценариев Луна слева, 1929, и Транспорт огня, позже,совместно с Александром Зархи организовал молодежное объединение – «Первую комсомольскую постановочную бригаду» выпустившую фильмы о советской молодежи «Полдень» и «Ветер в лицо» (1930) . Вместе с Зархи они совершили невиданный в то время скачок из практикантов в постановщики, минуя промежуточные стадии: помощника режиссера, младшего ассистента, старшего ассистента и т. д. Им предстояло доказать на деле, на что они способны. Ведь им было всего по 25 лет.


Но широкая известность пришла к Хейфицу и Зархи уже в 1935 году после выхода на экран комедии «Горячие денечки» , о любви красноармейца-танкиста и провинциальной студентки), где, кстати, он познакомился со своей первой женой Яниной Жеймо, будущей «золушкой».
Однако первым подлинным шедевром Хейфица и Зархи был признан фильм Депутат Балтики 1936г, получивший «Гран-при» Международной выставки в Париже, 1937), где на авансцену был выдвинут с исторической глубиной, психологической правдой, большой художественной силой яркий образ русского профессора, вставшего на сторону революции, которого сыграл Николай Черкасов. Таким же Значительным произведением киноискусства стал фильм Член правительства (1939), где персонажем советского кино стала крестьянка Александра Соколова -это образ русской крестьянки, прошедшей трудный путь от батрачки до депутата Верховного Совета. в исполнении Веры Марецкой. В годы войны когорту «людей нового мира» в фильмах Хейфица и Зархи пополнил вожак монгольской революции Сухэ-Батор. Вместе они снимают фильм «Малахов курган» (1944),
Во время эвакуации, в 1941—1942 годах, был худож. руководителем Ташкентской и Тбилисской киностудий, потом возвращается в Ленинград.
С 1954 года Иосиф Хейфиц перешел к индивидуальной режиссуре. В 1950-х годах его самыми значительными работами становятся фильмы в жанре социально-психологической драмы – Большая семья (1954, по роману В.Кочетова Журбины), Дело Румянцева (1955), Дорогой мой человек (1958, по мотивам романа Ю.Германа).
В изобразительном плане его режиссуру отличает глубоко проработанная «портретность», во многом близкая лучшим традициям голливудской драмы 1940–1950-х годов. Что касается драматургических и социальных координат, то здесь его герои (Алексей Румянцев, Владимир и Варя из фильма Дорогой мой человек), люди совестливые и искренние.
В своих фильмах при всей их насыщенности советскими мифологемами Хейфиц попытался рельефнее очертить индивидуальность своих героев, что не слишком стыковалось с общепринятыми установками на коллективное начало.
Фильмы снятые в 50-х и 60-х годах.
1946 — Во имя жизни
1948 — Драгоценные зёрна
1950 — Огни Баку
1953 - Весна в Москве
1963 г. - День счастья
В 1960-е годы Хейфиц начинает серию чеховских экранизаций, первая из которых (Дама с собачкой, 1960) получает единодушно высокую оценку в стране и за рубежом (в частности, приз Международного кинофестиваля в Каннах, 1960). В союзе с оператором А.Москвиным и актерами А.Баталовым и И.Саввиной Хейфиц создает реалистичный и вместе с тем полный «импрессионистических» оттенков мир чеховской России, на фоне которого разыгрывается вневременная любовная драма двух незаурядных, но зависимых от социальной рутины героев. Картина снималась к 100-летию со дня рождения писателя. Хейфиц так говорил об этой работе:
«Этот фильм не знаменует отход от современной темы, — Каждому постановщику хочется перенести на экран одно из самых дорогих ему бессмертных творений русских писателей. А у меня есть еще особые обстоятельства. Чехов видел в обычном необычное. Эта черта его творчества близка и понятна мне. …В этом рассказе выражены нестареющие призывы к красоте человеческих отношений. И думается мне, что они и сейчас могут прозвучать вполне современно. Чехов — наш союзник в борьбе с остатками пошлости…» Фильм «Дама с собачкой» получил международное признание, был награжден призами нескольких кинофестивалей.
Его последующие обращения к Чехову были также удостоены престижных фестивальных наград.
1966 году он снял фильм «В городе С.» по рассказу «Ионыч». А в 1973 году вышла его картина «Плохой хороший человек» по повести «Дуэль».
Экранизировал он и Ивана Тургенева — в 1977 году снял фильм «Ася» по одноименной повести классика. Еще один русский писатель, попавший под прицел киноглаза режиссера Иосифа Хейфица, — Александр Куприн. «Шурочка» — так называется фильм, снятый по его повести «Поединок».
В 1970 Хейфиц поставил эпическую драму Салют, Мария! (1970), стержнем которой стала судьба женщины – профессиональной революционерки, прослеженная от времен Гражданской войны до наших дней. Заметно идеализированный образ главной героини, которую сыграла актриса А.Роговцева)
Из современных авторов Иосиф Хейфиц, например, неоднократно обращался к творчеству писателя Павла Нилина. Фильм «Единственная» снят по роману Нилина «Дурь». В этой трогательной картине особенно хорош дуэт актеров Валерия Золотухина и Елены Прокловой. «Упрощенные мерки, с которыми мы порой пытаемся подойти к человеческой душе, так часто оказываются никуда не годными...» — это высказывание Хейфица по поводу «Единственной» имеет отношение ко всем его картинам последних десятилетий.
Такая концепция человека на экране делает Хейфица принципиально актерским режиссером. Установка на актера определяет систему выразительных средств: крупный план человеческого лица; средний, где герой сопрягается со средой; психологическая деталь в актерской игре; позволявший проявить себя. Впоследствии Хейфиц успешно разрабатывал жанр мелодрамы на современном материале. Впервые замужем (1979, главный приз МКФ в Карловых Варах), Подсудимый (1985), Вы чье, старичье? (1988, последние два по произведениям Б.Васильева) были сосредоточены на бытовой проблематике и апеллировали к чувству моральной ответственности, сострадания, бескорыстной любви – за что и пользовались большим успехом у массовой аудитории. Последней работой Иосифа Хейфица стала драматическая лента «Бродячий автобус», вышедшая на экраны страны в 1989 году.
Отличительными чертами его творчества можно назвать глубокое раскрытие внутренней сущности героев, тонкое понимание киноязыка и выразительность деталей.
В фильмах Иосифа Хейфица ярко, порой с совершенно неожиданных сторон, раскрылись актёрские индивидуальности таких незаурядных артистов, как И. С. Саввина, А. В. Баталов, А. Д. Папанов, О. И. Даль, В. С. Высоцкий, Л. В. Максакова, А. Н. Роговцева, Е. А. Коренева, С. Ю. Садальский.
Иосиф Ефимович Преподавал в актёрской школе при киностудии «Ленфильм», на Высших курсах режиссёров и сценаристов.
С 1971 по 1986 год являлся первым секретарём Ленинградского отделения Союза кинематографистов СССР.
• Первая жена — киноактриса Янина Жеймо.
◦ Сын — польский кинооператор Юлий Иосифович Жеймо (Julian Żejmo, род. 1940)[3].
• Вторая жена — Ирина Владимировна Светозарова[4].
◦ Сын кинорежиссёр Дмитрий Светозаров.
◦ Сын — кинохудожник Владимир Светозаров.

Умер Иосиф Хейфиц 24 апреля 1995 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на поселковом на кладбище в Комарове
Многие его картины уже давно стали настоящей киноклассикой. В кино работают его ученики (он преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров).
• В 1998 году в Санкт-Петербурге на доме (Малый проспект Петроградской стороны, 84-86), где с 1950 по 1995 годы жил И. Е. Хейфиц, была установлена мемориальная доска.
В 2005 году был выпущен почтовый конверт России, посвященный Иосифу Хейфицу — режиссеру, пионеру советского кино, автору замечательных лент, которые хочется пересматривать снова и снова.

 

© 2022\ www.ceulmad.ru - портал Еврейской национально-культурной автономии Ярославской области. Все права защищены. Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции или с указанием ссылки на сайт.

^ Наверх