• slaid2.png

kirsanov2 октября 2022 года наш город стал свидетелем примечательного культурного события, праздничного концерта «Шалом. Ярославль!», посвященного трем славным датам-встрече еврейского 5783 Нового года, 30-летнему юбилею возрождения Ярославской еврейской общины и 140-летию со дня рождения Имре Кальмана. Уже сама идея совместить три столь различных повода в рамках одного концерта явилась весьма нетривиальной и, можно сказать, исторически стереоскопичной, отразившей, как в магическом кристалле, связь времен и поколений.


В первом отделении прозвучало масштабное вокально-симфоническое произведение композитора Леонида Гофмана под несколько загадочным названием «Еврейский дивертисмент». Имея довольно подробную программу, оно началось с фрагментов еврейской истории, будто бы выплывающих из тумана забвения ,- сны о прошлом, отраженные в музыкальных картинах. Ручейки из этих картин, поначалу весьма разрозненные, по мере продвижения вглубь сливались в единый поток,и это уже было осмыслением не только еврейской истории, но и судеб всего мироздания, исполненных драматизма и в какой-то степени даже безысходности. Тем не менее, к финалу музыка вышла из такого угрожающего пике, чтобы одарить слушателей неподдельным оптимизмом и надеждой.


Лично мне показалось несколько странным название «дивертисмент», что в буквальном переводе с французского означает «развлечение», а в музыкальной литературе обычно указывает на легкость, а то и вовсе комедийность названного так сочинения. Да, и здесь присутствовали искрящиеся весельем фрагменты, однако наполненность философскими раздумьями явно уводила за рамки того, что можно было бы назвать дивертисментом в традиционном смысле этого слова.


Строго говоря, когда ты слышишь музыкальное произведение в первый раз, ты даже и не знаешь, как же оно должно звучать,- оно предстает таким, каким его тебе предложили .Поэтому вполне логично желание услышать его еще раз.
При повторных прослушиваниях та же музыка Кальмана может развернуться к слушателю совсем другими гранями, о которых он до того и не подозревал, как в хорошем, так и не в самом лучшем смысле. Вспоминается такой исторический случай.
Леопольда Стоковского как-то раз пригласили в качестве почетного гостя на концерт некоего американского симфонического оркестра. После концерта у него спросили: «Ну как?». Он ответил:
-Свершилось чудо! Музыка, которую я всегда считал бессмертной, была на моих глазах полностью уничтожена меньше, чем за час!..
Безусловно , будучи великим дирижером, он имел моральное право на столь беспощадную оценку. Но некие отблески, некий соблазн такого права порою возникает и у обычного слушателя, особенно когда речь идет о мелодиях, въевшихся в тебя чуть ли не на генетическом уровне. Да, речь о мелодиях из оперетт Кальмана, составивших второе отделение концерта, которые были много раз слышаны не только тобой лично, но и родителями, бабушками с дедушками и даже прабабушками (тут я с невольной завистью думаю о том, какими исполнениями моя прабабушка могла угощаться в Париже в 1930-х годах).


Многим слушателям известно это ощущение своеобразной «ревности», когда особенно любимые тобой вещи как будто бы не могут найти идеального исполнения - всё тебе кажется, что не то и не так. В этом смысле слушать их означает подвергать себя недюжинному испытанию… Как же выйти из этого положения? Как запретить себе быть Стоковским на том пресловутом концерте? Видимо, помнить, что к идеалу можно лишь неограниченно приближаться, но достичь все же почти невозможно.Что уже сами попытки артистов встать на путь такого приближения заслуживают самых искренних аплодисментов! Что слушатель тоже должен учиться пробиваться сквозь погрешности и несовершенства исполнения к тому, что он желает услышать, учиться абстрагироваться от таких погрешностей, а, если это по каким-то причинам не вполне удается, то отложить, наконец, бумагу и ручку и сказать себе с превеликим облегчением: «Какое счастье, что я не музыкальный критик!..»


Как бы там ни было, спасибо всем тем, кто подарил этот замечательный вечер публике (порой, может быть, чуть избалованной, но все же благодарной), напомнив ей любимые мелодии, создав настроение прекрасными костюмами, атмосферой праздника, творчества и доброжелательности - в общем за все то, чем жило и будет жить искусство в прошлом, настоящем и будущем.


Евгений Кирсанов

Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по-одиночке

rumjancewaВ трудные тревожные времена так необходимо ощущать поддержку близких по духу людей, так важно укрепить внутри себя Человека. Переживание радости от встречи с друзьями, фотовыставка «30 лет добрых дед» молчаливо передающая громкие события жизни Ярославской еврейской общины, трепетание души от музыки, которую играли впервые специально для всех нас виртуозы, скупые, но глубокие слова раввина– все это вдруг во мне родило желание жить и делать свое дело не смотря ни на что! Мне кажется, что в этот вечер, посвященный 30 – летию возрождения еврейской общины Ярославля, я получила силу, чтобы выстоять в самой кромешной тьме, удержать внутреннее равновесие и веру в Человека. Благодарю всех организаторов этого удивительного события! Желаю всем нам увидеть новою эпоху возрождения Человечности!!!!


Наталья Румянцева

© 2024\ www.ceulmad.ru - портал Еврейской национально-культурной автономии Ярославской области. Все права защищены. Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции или с указанием ссылки на сайт.

^ Наверх