Наша область – многонациональная. Более 120 народов и этнических групп проживают бок о бок на древней Ярославской земле. Традиционные религии - ислам, православие, иудаизм веками на территории нашей области мирно сосуществуют. Можно сказать, что в нашей области удается сберечь межнациональный мир и согласие. Но мы все хорошо понимаем, что национальный вопрос никогда не был и вряд ли в ближайшей перспективе будет легким вопросом.

Сегодня серьезное влияние оказывает нарастание миграционных потоков. Эти миграционные потоки нередко сопровождаются возникновением конфликтов, часто среди молодежи, которые в определенных случаях приобретают и этническую окраску.

Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают в школу и через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью.

Становится очевидным, что в этих условиях самое главное - это как можно рань-ше, начиная со школы, формировать у детей культуру мира и согласия, преподавать уро-ки межнационального общения и взаимопонимания, веротерпимости и миролюбия. Необ-ходимо внедрение в образовательный процесс новых форм и эффективных методов (вос-питательных и образовательных) в данном направлении. Главная педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каж-дого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого.

Между тем жизнь показывает, что именно школьные педагоги зачастую являются источниками проблем, которые в последствии обнаруживаются у обучаемых. Так учителя средних школ являются (часто то, не осознавая), носителями предубеждений, интолерант-ного сознания и поведения, а порой и этнических предубеждений.

В этих условиях возрастает роль общественных организаций, способных разде-лить ответственность с органами власти в вопросах воспитания школьников и молодежи в духе общероссийского патриотизма, культуры мира, толерантности и согласия, и имею-щих огромный опыт работы в сфере гармонизации межнациональных отношений в ре-гионе.

Думаем, что только сотрудничая с общественными этнокультурными организа-циями, школы могут получить конкретные результаты по воспитанию толерантной личности. Наша многолетняя работа доказала, что наиболее плодотворным будет не про-сто рассказывать детям о какой-либо культуре (как сейчас часто поступают в образова-тельных учреждениях), а использовать в практике ситуации непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур.

Можно добавить еще и тот факт, что работа с детьми всегда находит очень пози-тивный отклик у национально-культурных общественных организаций, которые всегда очень активно участвуют в мероприятиях с детьми.

ОО РЕНКА ЯО при поддержке ЯРО Ассамблеи народов России много лет зани-мается мероприятиями , связанными с темой толерантности. Каждый год проект видоиз-меняется, приобретает новые направления, использует новые формы работы с учетом по-лученных результатов или предложений от педагогов, учащихся, членов национально-культурных организаций.

В 2013 году проект предполагает провести ряд мероприятий культурно-образовательного и просветительского характера, объединенных названием «Школа Дружбы народов» и направленных на то, чтобы привить школьникам интерес к людям разных национальностей и народностей, к их культуре, воспитать уважения к традициям, обычаям разных народов, обогатить культурный опыт школьников.

С этой целью предусматривается проведение «Праздников дружбы» в детских оздоровительных лагерях в июле и августе. Здесь особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх. На «Праздниках дружбы» дети вовлече-ны в процесс мероприятия: играют в национальные игры, ищут сходство в традициях разных народов, знакомятся с национальным костюмом, песнями и танцами. Носители культур – представители разных национальностей рассказывают о народных промыс-лах, делают с детьми поделки. Тут же под открытым небом проводятся мастер-классы по танцам (показываются элементы национальных танцев), для желающих организовывается мастер-класс по рисунку, который по традиции проводит член союза художников России Владимир Михайлович Реутов.

ВСЕГО планируется провести в лагерях 2 «Праздника дружбы» - в июле и в августе. В мероприятиях примут участие до 400 человек.

С началом учебного года в школах, определенных организаторами проекта, проводятся «Уроки толерантности». Предварительно происходят переговоры с дирек-торами МОУ СОШ с целью выяснить, представители каких национальностей посещают данную школу, представление какой культуры наиболее актуально для данного учебного заведения. Следует отметить, что за годы нашей работы в этом направлении, преподава-тели многих заведений уже знают об «Уроках» и сами идут на контакт с просьбами, пред-ложениями, а наши мероприятия помогают подготовить учащихся школы к различным фестивалям национальных культур, которые проводятся Департаментом образования.

На каждом «Уроке толерантности» дети встречаются с носителями какой-либо национальной культуры. Демонстрируются видеоматериалы, происходит знакомство с традициями, костюмом, дети разучивают элементы национального танца, пробуют блюда национальной кухни. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художествен-ных промыслов, праздников.

ВСЕГО планируется провести 3 мероприятия в школах – в сентябре, октябре, декабре. Планируется, что участие в «Уроках толерантности» примут 100 учащихся общеобразовательных школ и до 40 волонтеров – членов национально-культурных организаций города, привлеченных для участия в мероприятиях

С целью оказать учителям квалифицированную методическую помощь в педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде города. Дать знания особенно-стей менталитета, обычаев и традиций обучаемых – представителей этнических диаспор планируется проведение семинаров-тренингов для педагогов школ"Толерантность как основа бесконфликтного общения" . В семинарах примут участие ведущие специа-листы – историки, культурологи, этнопсихологи, педагоги.

В программе семинаров – групповые дискуссии, интерактивные лекции, тренинги, роле-вые игры, обмен опытом.

В ходе занятий с преподавателями будут проводиться индивидуальные и групповые кон-сультации педагогов. Также среди педагогов общеобразовательных школ будут распро-странены подготовленные методические рекомендации.

ВСЕГО планируется провести 2 семинара . Общее количество участников - не менее 50 чел.

Работая много лет над темой толерантности , у нашей организации всегда сущест-вует интерес к повышению своей квалификации, а также к подготовке нового поколения грамотных волонтеров, понимающих тему и разделяющих наши убеждения. Предполага-ется, что добровольцы при определенной степени подготовки смогут выполнять такие задачи, которые, возможно, могут быть лучше выполнены именно волонтерами. К примеру, если молодой человек будет проводить беседы о толерантности со школьниками по принципу "равный - равному", то это будет восприниматься гораздо лучше. С целью мотивации волонтеров и активистов (в том числе педагогов и студентов), участвующих в проекте, расширения их кругозора по проблеме толерантности, приобретения нового опыта и знаний, которые пригодятся в последующей работе в рамках проекта планируется посещение "Музея толерантности" как центра обучения людей всех возрастов, рас, на-циональностей, цветов кожи и вероисповеданий "азам уважения и понимания друг друга".

В качестве обобщающего мероприятия будет традиционно проведен Вечер толе-рантности, приуроченный к Международному дню толерантности. Зрителей – учащихся школ города (всего около 600 чел.) – ждет рассказ о лучших представителях разных на-циональностей , внесших вклад в социально-экономическое развитие региона, переме-жающийся с концертной программой национальных коллективов и детских ансамблей школ и домов культуры. Дети узнают много нового и интересного о традициях и обычаях людей, с которыми проживают по соседству. Участникам будут розданы буклеты о толерантности. (500 шт.), а педагоги получат брошюру с методическими рекомендациями о проведении вечеров толерантности (500 экз). Также методички будут розданы в образовательные учреждения области.

Участие в вечере примут до 600 учащихся школ города и до 30 педагогов.

Ознакомление детей с культурными традициями разных народов - важная и инте-реснейшая часть нашего проекта «Школа толерантности». Она проводится в самых разно-образных формах, в тесном взаимодействии с родителями, с педагогами и в содружестве с ЯРО Ассамблеи народов России .

Все мы — частицы многонационального мира нашего края . Именно это мы поста-раемся донести до детей.

В течение всего проекта планируется освещать его ход на сайте организации, рас-сылать информационные письма в учебные заведения, Департаменты образования и куль-туры, средства массовой информации, обсуждать ход реализации на собраниях с лидера-ми национально-культурных организаций города и области.

У авторов настоящего проекта не вызывает сомнений, что его реализация при-влечет внимание широких кругов общественности к проблеме социокультурной адапта-ции некоренного населения (детей) в г. Ярославле и Ярославской области, побудит искать новые формы в образовательном и воспитательном процессе, благотворно скажется на взаимодействии школы и родителей детей и в целом будет способствовать укреплению взаимного сотрудничества этносов и культур на территории региона. При условии пролонгирования проекта и придания ему статуса постоянно действующего, в отдаленной перспективе можно предсказать снижение уровня и количества конфликтов на почве этнокультурных отношений.

© 2024\ www.ceulmad.ru - портал Еврейской национально-культурной автономии Ярославской области. Все права защищены. Использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия редакции или с указанием ссылки на сайт.

^ Наверх